В годы Великой Отечественной войны женщины-военнослужащие проявили исключительное мужество, отвагу и преданность воинскому долгу.
Многие из них непосредственно участвовали в боях, служили снайперами, разведчиками, связистками, медиками, летчицами и артиллеристами, демонстрируя исключительное мужество и стойкость.
Другие – обеспечивали бесперебойную работу тыловых частей и соединений, внося значительный вклад в поддержание боеспособности Красной Армии.
Женщины стойко переносили все тяготы и лишения армейской и фронтовой жизни, не уступая мужчинам в выносливости и целеустремленности.
В годы войны советские летчицы стали одним из самых ярких символов мужества и стойкости. Их вклад в Победу опроверг стереотипы о «неженском деле», доказав, что мастерство, отвага и преданность Родине не зависят от пола.
8 октября 1941 года был издан приказ НКО СССР № 0099 о создании трех женских авиационных полков в составе Военно-Воздушных Сил Красной армии.
Ярким примером и легендой авиации СССР стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, почти полностью состоявший из женщин. Он вошел в историю под прозвищем «ночные ведьмы». На легких бипланах По-2 (У-2), не имевших брони и радиосвязи, летчицы совершали ночные вылеты, сбрасывая бомбы на позиции врага. Тихий звук моторов позволял им незаметно подбираться к целям, а после атаки резко менять курс, уходя от зенитного огня.
Первый боевой вылет женского полка состоялся в ночь на 9 июня 1942 года. За войну полк совершил более 23 тыс. вылетов, а 23 его летчицы получили звание Героя Советского Союз
Многие из них непосредственно участвовали в боях, служили снайперами, разведчиками, связистками, медиками, летчицами и артиллеристами, демонстрируя исключительное мужество и стойкость.
Другие – обеспечивали бесперебойную работу тыловых частей и соединений, внося значительный вклад в поддержание боеспособности Красной Армии.
Женщины стойко переносили все тяготы и лишения армейской и фронтовой жизни, не уступая мужчинам в выносливости и целеустремленности.
В годы войны советские летчицы стали одним из самых ярких символов мужества и стойкости. Их вклад в Победу опроверг стереотипы о «неженском деле», доказав, что мастерство, отвага и преданность Родине не зависят от пола.
8 октября 1941 года был издан приказ НКО СССР № 0099 о создании трех женских авиационных полков в составе Военно-Воздушных Сил Красной армии.
Ярким примером и легендой авиации СССР стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, почти полностью состоявший из женщин. Он вошел в историю под прозвищем «ночные ведьмы». На легких бипланах По-2 (У-2), не имевших брони и радиосвязи, летчицы совершали ночные вылеты, сбрасывая бомбы на позиции врага. Тихий звук моторов позволял им незаметно подбираться к целям, а после атаки резко менять курс, уходя от зенитного огня.
Первый боевой вылет женского полка состоялся в ночь на 9 июня 1942 года. За войну полк совершил более 23 тыс. вылетов, а 23 его летчицы получили звание Героя Советского Союз

Сыртанова Магуба Гусейновна,
заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка, гв. ст. лейтенант, герой Советского Союза.
Легендарная советская летчица с юности грезила небом окончила аэроклуб в Баку. На фронт Сыртланова попала в 1942 г. – в отряд санавиации командиром звена, но сделала все, чтобы ее зачислили в полк ночных бомбардировщиков.
- Личная техника пилотирования – хорошая. Организаторскими способностями обладает. Материальную часть самолета и мотора знает хорошо. Ее подразделение охвачено соревнованием. Учебно-летная работа в подразделении протекает хорошо. Дисциплинирована. Своим поведением является примером для других. Требовательная как к себе, так и к подчиненным. Энергичная, инициативная. Умеет хранить военную тайну.
На хрупком биплане По-2, шум которого ассоциировался у немцев с «шуршанием ведьминой метлы в ночи», Сыртланова совершила около 780 боевых вылетов. Ее экипаж бомбил врага на Кавказе, в Крыму, Белоруссии и Германии, мастерски уходя от прожекторов и зениток. Коллеги вспоминали ее хладнокровие в бою, умение вести за собой летчиц и заботу о подчиненных.
М.Г. Сыртланова награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени и Красной Звезды.
15 мая 1946 года ей присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка, гв. ст. лейтенант, герой Советского Союза.
Легендарная советская летчица с юности грезила небом окончила аэроклуб в Баку. На фронт Сыртланова попала в 1942 г. – в отряд санавиации командиром звена, но сделала все, чтобы ее зачислили в полк ночных бомбардировщиков.
- Личная техника пилотирования – хорошая. Организаторскими способностями обладает. Материальную часть самолета и мотора знает хорошо. Ее подразделение охвачено соревнованием. Учебно-летная работа в подразделении протекает хорошо. Дисциплинирована. Своим поведением является примером для других. Требовательная как к себе, так и к подчиненным. Энергичная, инициативная. Умеет хранить военную тайну.
На хрупком биплане По-2, шум которого ассоциировался у немцев с «шуршанием ведьминой метлы в ночи», Сыртланова совершила около 780 боевых вылетов. Ее экипаж бомбил врага на Кавказе, в Крыму, Белоруссии и Германии, мастерски уходя от прожекторов и зениток. Коллеги вспоминали ее хладнокровие в бою, умение вести за собой летчиц и заботу о подчиненных.
М.Г. Сыртланова награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени и Красной Звезды.
15 мая 1946 года ей присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Докутович Галина Ивановне,
гв. мл. лейтенант, штурман звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка.
Галина Докутович с ранних лет увлеклась авиацией, окончила аэроклуб. Летала на планерах, самолетах, прыгала с парашютом. В 1938 году поступила в Московский авиационный институт, а затем добровольно пополнила ряды Красной Армии.
В первые дни войны шло формирование женской авиационной части, руководила формированием Марина Раскова. Галина Докутович, как прошедшая подготовку в аэроклубе, была зачислена в часть и направлена учиться в приволжский город Энгельс. При распределении попала в штурманскую группу.
Жизнь Гали Докутович и ее подруг проходила в воздухе, в боях, в самолете.
Как отмечала командир полка Евдокия Бершанская:
- Докутович отлично освоила штурманское дело, успешно летала в сложных метеоусловиях, ее отличало исключительно точное бомбометание.
Однажды, вернувшись с очередного вылета, Галя настолько была измучена, что прилегла отдохнуть прямо на стоянке самолетов и на нее наехал торопившийся на старт водитель бензовоза. Галя после курса лечения в госпитале должна была пойти в отпуск, но она приняла решение вернуться в полк. Не могла поступить по-другому в то тяжелое для всей страны время.
В ночь на 1 августа 1943 года летчицы женского авиационного полка выполняли очередное боевое задание. В ту ночь полк понес тяжелые потери: мужественно сражаясь за Родину, смертью героев погибли восемь летчиц. В их числе была и Галя Докутович.
После гибели Гали, читая ее дневник, друзья узнали, что она вернулась в полк из госпиталя еще совсем больная, что, сражаясь вместе с подругами, она должна была все время скрывать мучительные страдания, которые причиняла ей незажившая рана, и что ей приходилось принимать болеутоляющие лекарства.
гв. мл. лейтенант, штурман звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка.
Галина Докутович с ранних лет увлеклась авиацией, окончила аэроклуб. Летала на планерах, самолетах, прыгала с парашютом. В 1938 году поступила в Московский авиационный институт, а затем добровольно пополнила ряды Красной Армии.
В первые дни войны шло формирование женской авиационной части, руководила формированием Марина Раскова. Галина Докутович, как прошедшая подготовку в аэроклубе, была зачислена в часть и направлена учиться в приволжский город Энгельс. При распределении попала в штурманскую группу.
Жизнь Гали Докутович и ее подруг проходила в воздухе, в боях, в самолете.
Как отмечала командир полка Евдокия Бершанская:
- Докутович отлично освоила штурманское дело, успешно летала в сложных метеоусловиях, ее отличало исключительно точное бомбометание.
Однажды, вернувшись с очередного вылета, Галя настолько была измучена, что прилегла отдохнуть прямо на стоянке самолетов и на нее наехал торопившийся на старт водитель бензовоза. Галя после курса лечения в госпитале должна была пойти в отпуск, но она приняла решение вернуться в полк. Не могла поступить по-другому в то тяжелое для всей страны время.
В ночь на 1 августа 1943 года летчицы женского авиационного полка выполняли очередное боевое задание. В ту ночь полк понес тяжелые потери: мужественно сражаясь за Родину, смертью героев погибли восемь летчиц. В их числе была и Галя Докутович.
После гибели Гали, читая ее дневник, друзья узнали, что она вернулась в полк из госпиталя еще совсем больная, что, сражаясь вместе с подругами, она должна была все время скрывать мучительные страдания, которые причиняла ей незажившая рана, и что ей приходилось принимать болеутоляющие лекарства.

Доспанова Хиуаз,
штурман звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка, гв. мл. лейтенант.
«Ночная ведьма» Хиуаз Доспанова – единственная летчица-казашка, сражавшаяся с фашистами в небе.
Хиуаз Доспанова с детства грезила небом. Как только возраст позволил школьнице подать документы, она вступила в местный аэроклуб. Однако пойти потом в Академию Жуковского не получилось – медики посчитали девушку непригодной.
Но в 1941 году, когда по приказу И. Сталина стали формироваться первые женские авиационные полки, Хиуаз вступила в ряды Красной Армии.
Напарницей и вторым пилотом стала однокурсница – Татьяна Сумарокова. После трехмесячных курсов девушки были зачислены в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк.
Летчицам, которые наводили ужас на фашистов, приходилось летать на легких и уязвимых У-2. Зато тихоходность и небольшие высоты давали возможность бомбить объекты с большой точностью.
«Тов. Доспанова сделала 102 боевых ночных вылета, сбросив 15902 кг бомб разного калибра», – говорится в наградном листе совсем юной на тот момент казашки.
Она принимала участие в освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши.
Воевать до Победы в столице Германии помешала авария. В апреле 1943 года при заходе на посадку из-за погашенных в целях маскировки огней столкнулись два самолета. Три летчицы погибли, и только Доспанова выжила.
Она получила травму позвоночника и ног – ее выкинуло из кабины на большой высоте. Благодаря усилиям врачей, ампутации удалось избежать, и через полгода летчица с тростью, но вернулась в часть.
«Тов. Доспанова на фронте Отечественной войны по борьбе с немецкими оккупантами с 27 мая 1942 г. За этот период боевой работы произвела 272 боевых ночных вылета, сбросила 32100 кг бомб разного калибра. Летает в любых метеоусловиях. Отлично ориентируется днем и ночью. За всю боевую работу не имеет ни одной потери ориентировки. Как штурман звена подчиненным штурманским составом руководит хорошо. Имеет хорошие организаторские способности. Требовательна к себе и подчиненным. Свой боевой опыт умело передает молодому штурманскому составу. Звено тов. Доспановой сделало 1075 боевых самолетовылетов.
За отличное выполнение боевых заданий награждена орденом Красной Звезды.
После первого награждения тов. Доспанова произвела 168 боевых ночных самолетовылетов. Всего вызвано 32 очага пожара и 28 сильных взрывов. Все боевые вылеты сопровождались хорошей эффективностью».
Закончит свою летную карьеру Хиуаз практически под Берлином, хотя состояние здоровья мешало даже самостоятельно подниматься в кабину.
штурман звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского авиаполка, гв. мл. лейтенант.
«Ночная ведьма» Хиуаз Доспанова – единственная летчица-казашка, сражавшаяся с фашистами в небе.
Хиуаз Доспанова с детства грезила небом. Как только возраст позволил школьнице подать документы, она вступила в местный аэроклуб. Однако пойти потом в Академию Жуковского не получилось – медики посчитали девушку непригодной.
Но в 1941 году, когда по приказу И. Сталина стали формироваться первые женские авиационные полки, Хиуаз вступила в ряды Красной Армии.
Напарницей и вторым пилотом стала однокурсница – Татьяна Сумарокова. После трехмесячных курсов девушки были зачислены в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк.
Летчицам, которые наводили ужас на фашистов, приходилось летать на легких и уязвимых У-2. Зато тихоходность и небольшие высоты давали возможность бомбить объекты с большой точностью.
«Тов. Доспанова сделала 102 боевых ночных вылета, сбросив 15902 кг бомб разного калибра», – говорится в наградном листе совсем юной на тот момент казашки.
Она принимала участие в освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши.
Воевать до Победы в столице Германии помешала авария. В апреле 1943 года при заходе на посадку из-за погашенных в целях маскировки огней столкнулись два самолета. Три летчицы погибли, и только Доспанова выжила.
Она получила травму позвоночника и ног – ее выкинуло из кабины на большой высоте. Благодаря усилиям врачей, ампутации удалось избежать, и через полгода летчица с тростью, но вернулась в часть.
«Тов. Доспанова на фронте Отечественной войны по борьбе с немецкими оккупантами с 27 мая 1942 г. За этот период боевой работы произвела 272 боевых ночных вылета, сбросила 32100 кг бомб разного калибра. Летает в любых метеоусловиях. Отлично ориентируется днем и ночью. За всю боевую работу не имеет ни одной потери ориентировки. Как штурман звена подчиненным штурманским составом руководит хорошо. Имеет хорошие организаторские способности. Требовательна к себе и подчиненным. Свой боевой опыт умело передает молодому штурманскому составу. Звено тов. Доспановой сделало 1075 боевых самолетовылетов.
За отличное выполнение боевых заданий награждена орденом Красной Звезды.
После первого награждения тов. Доспанова произвела 168 боевых ночных самолетовылетов. Всего вызвано 32 очага пожара и 28 сильных взрывов. Все боевые вылеты сопровождались хорошей эффективностью».
Закончит свою летную карьеру Хиуаз практически под Берлином, хотя состояние здоровья мешало даже самостоятельно подниматься в кабину.

Журкина Надежда Александровна,
воздушный стрелок-радист 99-го отд. гвардейского разведывательного авиационного полка, гв. старшина, полный кавалер ордена Славы.
Надежда Журкина до войны училась в Московском юридическом институте и параллельно окончила Московский аэроклуб. Ее кумиром была летчица-штурман Марина Раскова. На вопрос, что ей выбрать юриспруденцию, или авиацию ответила начавшаяся война.
В начале 1942 года девушка успешно отучилась на курсах связисток.
В июне того же года радист наземной радиостанции Надежда Журкина прибыла на Воронежский фронт в 284-ю бомбардировочную авиадивизию.
В июне 1943 года командование 99-го отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка перевело Надежду на должность стрелка-радиста самолета Пе-2Р (разведывательный).
Не первом же задании она отбила две атаки «мессеров» на свой самолет. К шестому вылету на ее гимнастерке уже красовалась первая боевая награда – медаль «За отвагу».
«…За обеспечение отличной связью пяти боевых вылетов на разведку коммуникации войск противника. За мужество, отвагу и хладнокровие, проявленные при выполнении боевого задания 20.7.43 года, выраженное в своевременном обнаружении истребителей противника в воздухе. Своими смелыми действиями, огнем своих пулеметов не допустила атак со стороны преследования экипажа двумя ФВ-190, тем самым обеспечив доставку командованию ценных сведений об отводе войск и военной техники противника».
За обнаружение крупной немецкой танковой колонны в апреле 1944 года командование наградило Надежду Журкину орденом Славы III степени.
В следующие 15 вылетов ее экипаж обнаружил 2100 транспортных средств, 12 танков, 8 артиллерийских батарей, 137 немецких эшелонов, 15 кораблей и 42 грузовых судна.
В ноябре 1944 года Н.А. Журкина получила орден Славы II степени.
«За период участия на фронтах Отечественной войны в борьбе с немецкими захватчиками произвела 60 успешно выполненных боевых вылетов. За это время с борта самолета передала 84 радиограммы с ценными разведданными о наличии движения по дорогам войск и техники противника, о жд перевозках и базировании авиации на аэродромах. При выполнении боевых заданий смела и находчива, точным и прицельным огнем отражает все атаки истребителей противника, тем самым обеспечила экипажу выполнение боевых задании до разведке».
23 февраля 1948 года гвардии старшине Надежде Журкиной была вручена заслуженная награда – орден Славы I степени.
воздушный стрелок-радист 99-го отд. гвардейского разведывательного авиационного полка, гв. старшина, полный кавалер ордена Славы.
Надежда Журкина до войны училась в Московском юридическом институте и параллельно окончила Московский аэроклуб. Ее кумиром была летчица-штурман Марина Раскова. На вопрос, что ей выбрать юриспруденцию, или авиацию ответила начавшаяся война.
В начале 1942 года девушка успешно отучилась на курсах связисток.
В июне того же года радист наземной радиостанции Надежда Журкина прибыла на Воронежский фронт в 284-ю бомбардировочную авиадивизию.
В июне 1943 года командование 99-го отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка перевело Надежду на должность стрелка-радиста самолета Пе-2Р (разведывательный).
Не первом же задании она отбила две атаки «мессеров» на свой самолет. К шестому вылету на ее гимнастерке уже красовалась первая боевая награда – медаль «За отвагу».
«…За обеспечение отличной связью пяти боевых вылетов на разведку коммуникации войск противника. За мужество, отвагу и хладнокровие, проявленные при выполнении боевого задания 20.7.43 года, выраженное в своевременном обнаружении истребителей противника в воздухе. Своими смелыми действиями, огнем своих пулеметов не допустила атак со стороны преследования экипажа двумя ФВ-190, тем самым обеспечив доставку командованию ценных сведений об отводе войск и военной техники противника».
За обнаружение крупной немецкой танковой колонны в апреле 1944 года командование наградило Надежду Журкину орденом Славы III степени.
В следующие 15 вылетов ее экипаж обнаружил 2100 транспортных средств, 12 танков, 8 артиллерийских батарей, 137 немецких эшелонов, 15 кораблей и 42 грузовых судна.
В ноябре 1944 года Н.А. Журкина получила орден Славы II степени.
«За период участия на фронтах Отечественной войны в борьбе с немецкими захватчиками произвела 60 успешно выполненных боевых вылетов. За это время с борта самолета передала 84 радиограммы с ценными разведданными о наличии движения по дорогам войск и техники противника, о жд перевозках и базировании авиации на аэродромах. При выполнении боевых заданий смела и находчива, точным и прицельным огнем отражает все атаки истребителей противника, тем самым обеспечила экипажу выполнение боевых задании до разведке».
23 февраля 1948 года гвардии старшине Надежде Журкиной была вручена заслуженная награда – орден Славы I степени.

Саид-Мамедова Зулейка Габибовна,
помощник начальника оперативного отдела штаба 8-го истребительного авиакорпуса ПВО, капитан.
«Отчетливо вижу черные кресты на плоскостях «Юнкерса». Пропороть ему брюхо! Снова длинная очередь. Неуязвимый он, что ли, проклятый «Юнкерс»?… я уже почти вплотную сблизилась с ним. Стреляю и думаю: «Если не собью, буду таранить…», – так описывала один из воздушных боев советская летчица Зулейка Саид-Мамедова. В годы Великой Отечественной она сражалась на истребителях Як.
Зулейка с ранних лет «болела» небом и мечтала летать. После школы она училась в Азербайджанском индустриальном институте. Параллельно с учебой девушка в 1934 году становится пилотом Бакинского аэроклуба. В 1938 году она поступает на штурманский факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского.
К началу Великой Отечественной Саид-Мамедова была уже опытной летчицей, она имела 700 часов налета в авиаклубе, десятки прыжков с парашютом, оконченный штурманский факультет. Авиаполк, в котором Зулейка служила штурманом, в первые дни боев был включен в систему ПВО Москвы.
Стоит отметить, что штурман в бомбардировочный авиации не занимается непосредственно управлением самолета. Истребители же были одноместные, поэтому фактически штурман был летчиком, который отвечал за прокладку маршрутов и ориентирование группы в полете.
Летчицы полка, кроме патрулирования неба, прикрывали военные эшелоны, санитарные поезда, сопровождали транспортные самолеты с высокопоставленными лицами. Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду.
Одновременно противник усилил авианалеты на приволжские города, в том числе и Саратов. Практически каждую ночь в городе звучали сирены воздушной тревоги. Летчицы регулярно отражали немецкие удары. После победы под Сталинградом полк перебросили под Воронеж, летом 1943 он участвовал в боях на Курской дуге.
«Товарищ Саид-Мамедова летает с 1933 года. Имеет общий налет 1200 часов, из них ночью два часа. С отличной техникой пилотирования. Кроме того, как штурман имеет налет на бомбардировочных самолетах 93 часа.
До армии работала в аэроклубе в Баку по подготовке национальных летных кадров Азербайджана, за что в 1936 году была удостоена правительственной награды – орденом «Знак Почета».
В армию пришла добровольно. В полку работает со дня организации. Руководя штурманской подготовкой, упорно и настойчиво училась сама и в совершенстве овладела боевым самолетом-истребителем Як-1.
Имеет 20 боевых вылетов, из них четыре – на сопровождение особоважных ДИ-2. Неоднократно лидировала группы истребителей.
Задания всегда выполняла отлично. Летных происшествий не имела. Хорошо дисциплинирована, к себе и подчиненным требовательна. Хорошо научила летчиков-девушек штурманскому делу».
После Курской дуги Зулеку ждали сражения на территории Украины и Молдавии. Отважная летчица прошла всю войну, за это время она участвовала в 24 боевых вылетах и провела в воздухе около 1300 часов.
За свои заслуги Зулейка награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
«Налетала 1215 часов. Кроме того, как штурман летала на бомбардировочных самолетах с налетом в 93 часа. В период Отечественной войны и как летчик истребитель сделала 24 боевых вылета. Выполняла специальные задания командования по сопровождении особо важных самолетов волной линии фронта. Несколько раз лидировала группы истребителей при перелетах по большим маршрутам».
помощник начальника оперативного отдела штаба 8-го истребительного авиакорпуса ПВО, капитан.
«Отчетливо вижу черные кресты на плоскостях «Юнкерса». Пропороть ему брюхо! Снова длинная очередь. Неуязвимый он, что ли, проклятый «Юнкерс»?… я уже почти вплотную сблизилась с ним. Стреляю и думаю: «Если не собью, буду таранить…», – так описывала один из воздушных боев советская летчица Зулейка Саид-Мамедова. В годы Великой Отечественной она сражалась на истребителях Як.
Зулейка с ранних лет «болела» небом и мечтала летать. После школы она училась в Азербайджанском индустриальном институте. Параллельно с учебой девушка в 1934 году становится пилотом Бакинского аэроклуба. В 1938 году она поступает на штурманский факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского.
К началу Великой Отечественной Саид-Мамедова была уже опытной летчицей, она имела 700 часов налета в авиаклубе, десятки прыжков с парашютом, оконченный штурманский факультет. Авиаполк, в котором Зулейка служила штурманом, в первые дни боев был включен в систему ПВО Москвы.
Стоит отметить, что штурман в бомбардировочный авиации не занимается непосредственно управлением самолета. Истребители же были одноместные, поэтому фактически штурман был летчиком, который отвечал за прокладку маршрутов и ориентирование группы в полете.
Летчицы полка, кроме патрулирования неба, прикрывали военные эшелоны, санитарные поезда, сопровождали транспортные самолеты с высокопоставленными лицами. Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду.
Одновременно противник усилил авианалеты на приволжские города, в том числе и Саратов. Практически каждую ночь в городе звучали сирены воздушной тревоги. Летчицы регулярно отражали немецкие удары. После победы под Сталинградом полк перебросили под Воронеж, летом 1943 он участвовал в боях на Курской дуге.
«Товарищ Саид-Мамедова летает с 1933 года. Имеет общий налет 1200 часов, из них ночью два часа. С отличной техникой пилотирования. Кроме того, как штурман имеет налет на бомбардировочных самолетах 93 часа.
До армии работала в аэроклубе в Баку по подготовке национальных летных кадров Азербайджана, за что в 1936 году была удостоена правительственной награды – орденом «Знак Почета».
В армию пришла добровольно. В полку работает со дня организации. Руководя штурманской подготовкой, упорно и настойчиво училась сама и в совершенстве овладела боевым самолетом-истребителем Як-1.
Имеет 20 боевых вылетов, из них четыре – на сопровождение особоважных ДИ-2. Неоднократно лидировала группы истребителей.
Задания всегда выполняла отлично. Летных происшествий не имела. Хорошо дисциплинирована, к себе и подчиненным требовательна. Хорошо научила летчиков-девушек штурманскому делу».
После Курской дуги Зулеку ждали сражения на территории Украины и Молдавии. Отважная летчица прошла всю войну, за это время она участвовала в 24 боевых вылетах и провела в воздухе около 1300 часов.
За свои заслуги Зулейка награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
«Налетала 1215 часов. Кроме того, как штурман летала на бомбардировочных самолетах с налетом в 93 часа. В период Отечественной войны и как летчик истребитель сделала 24 боевых вылета. Выполняла специальные задания командования по сопровождении особо важных самолетов волной линии фронта. Несколько раз лидировала группы истребителей при перелетах по большим маршрутам».